2020-10-26

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет

Четыре или один

Украинский епископ Виктор (в миру Владимир Коцаба), неоднократно присутствовавший в Иерусалиме при схождении Благодатного огня, утверждает, что в истории был всего один случай, когда данное чудо в Храме Гроба Господня, несмотря на молитвы, не произошло — это было в 1579 году. По словам епископа, в тот год православных священников вывели из Храма — Пасху в нем отмечали служители и верующие только Армянской Церкви. Армянский патриарх молился о схождении огня почти сутки, но чуда не случилось.

Все это время православные священники возносили молитвы о благодати у стен Храма. И, согласно преданиям, просьбы о ниспослании Благодатного огня были услышаны — ударивший с неба луч попал в колонну Храма (она сохранилась до наших дней), рассек ее, одна из искр воспламенила свечу православного Патриарха Софрония IV. От свечи Софрония получили огонь и другие православные верующие.

По утверждению английского историка Стивена Рансимена, были еще два случая, когда Благодатный огонь не сходил — в 1101 году и в период правления Иерусалимом Британии (первая половина ХХ века, точной даты Рансимен не назвал). В первом случае причиной непоявления Благодатного огня называется ущемление прав восточных христиан, которых не пустили в Храм Гроба Господня. Во втором случае речь шла о препятствовании совершению верующими арабами ритуальных танцев при схождении огня. Благодатный огонь сошел только когда «дикарские» пляски все-таки разрешили.

Писатель Юрий Воробьевский в книге «Орден Иуды» приводит сведения о четвертом случае, когда Благодатный огонь не снизошел — в 1923 году (тогда расстреляли Патриарха РПЦ Тихона).

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет

Епископ Виктор подтверждает, что наиболее популярно предание о скором наступлении конца света, если Благодатный огонь не сойдет. Епископ Кременчугский и Лубенский Николай дополняет: по преданиям, необходимо три условия для того, чтобы утверждать о грядущем светопреставлении — нахождение Ноева ковчега, засыхание Маврийского дуба и собственно отсутствие Благодатного огня в Великую Субботу.

Что будет, если не сойдет благодатный огонь, не знает никто

Существует три поверья, которые могут предвещать приближение конца света. И говорить о том, что конец света близок, можно лишь в том случае, если сбудутся все три. Первое — если будет найден Ноев Ковчег на горе Арарат. Второе — когда засохнет Мамврийский дуб, под которым Авраам встретил Трех Ангелов – Святую Троицу. И третье — если не сойдет Благодатный огонь. Уже есть исторические свидетельства того, что Ноев Ковчег найден.

Что касается Мамврийского дуба, то было время, когда он засыхал. Однако в 90-х годах, во время возрождения православной веры, когда открывались церкви и стали полноценно вестись службы, дуб снова ожил. Так, в 1996 году на нем видели зеленые листья, а в 1998 году возле корневого ствола появились живые отростки. А ведь этому дереву уже около 5000 лет. Сейчас ствол дуба, к сожалению, засох, его поддерживают металлические подпорки.

Третьим свидетельством приближения конца света будет, если в канун Пасхи, в Великую Субботу, Небесный огонь не сойдет на гроб Господний. Но все зависит от нас. Пока люди в храмах молятся, каются, Господь терпит и посылает Благодать, свидетельством чего и есть схождение Благодатного огня.

Сегодня уже ни у кого не спросишь и нельзя уточнить, что будет, если чуда схождения Огня не произойдет. Есть церковные предания, есть Святое Письмо. По Святому Писанию, если Огонь не сойдет, это будет знак того, что конец света близок, что будет воцарение антихриста. Настанут страшные дни для людей Божьих, для тех, кто не захочет поклоняться тьме.

Тайна или нет

О том, является ли схождение Благодатного огня чудом, давно ведется полемика. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что этот процесс — тайна, которую не стоит стремиться постичь, ее нужно воспринимать как данность, милость Божию.

Диакон Андрей Кураев спровоцировал скандал своим «переводом» слов Патриарха Иерусалимского Феофила III, который якобы заявил, что схождение Благодатного огня — процесс рукотворный, это всего лишь часть церковной церемонии, никакого самовозгорания на самом деле нет. С резкой критикой высказывания Кураева выступил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, возглавляющий фонд Андрея Первозванного, заявившего, что диакон по-своему интерпретировал слова Патриарха Феофила. В свою очередь, Кураев сослался на личное мнение, которое расходится с официальной позицией иерархов РПЦ.

Патриарх Кирилл раздаст верующим Благодатный огонь в храме Христа

Патриарх Кирилл в ночь на воскресенье совершит пасхальную заутреню и литургию в московском храме Христа Спасителя, где раздаст верующим привезенный из Иерусалима Благодатный огонь, сообщил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» патриарший пресс-секретарь священник Александр Волков.

«По традиции многих последних лет — и мы надеемся, что она не будет нарушена в этом году — в храм Христа Спасителя прибудет делегация из Иерусалима, которая привезет с собой Благодатный огонь. Эту святыню ожидают у себя в храмах миллионы верующих Русской православной церкви», — сказал Волков.

Организацией доставки Благодатного огня в Иерусалим занимается Фонд Андрея Первозванного, который направляет в Иерусалим делегацию. По традиции святыню патриарху передаст глава фонда Владимир Якунин.

«Патриарх Кирилл раздаст этот огонь верующим непосредственно в храме и потом лампады с огнем последуют в храмы и епархии Русской церкви», — отметил Волков.

Древнее время

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху…

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера – вера православных христиан» – писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел…

 

Источники

  • https://cyrillitsa.ru/tradition/130191-chto-budet-esli-blagodatnyy-ogon-ne-so.html
  • https://pronedra.ru/chto-budet-esli-ne-sojdet-blagodatnyj-ogon-ne-dano-znat-nikomu-377202.html
  • https://chr.aif.ru/interes/interes_details/182175

[свернуть]